БазаПриазовье : БердянскийПорт

Бердянский порт



Бердянский морской торговый порт расположен на побережье Азовского моря, является единственным морским транспортным узлом Запорожской области, Украина. Морскими дорогами через Волго-Донской и Беломорско-Балтийский каналы порт связан с регионами России, Казахстана, Ирана, а через Чёрное море — со странами Средиземноморского бассейна, Юго-Восточной Азии и Америки. Для обеспечения полноценного функционирования порта к нему ведёт подходной канал по Бердянскому заливу.

История бердянского порта берет начало в 20-х годах XIX века. В 1824 году генерал-губернатор Новороссийского края граф Воронцов снарядил экспедицию для основания нового морского порта в Азовском море. Этим местом оказался берег у Бердянской косы, которая стала идеальным волноломом для будущего порта. Первую деревянную пристань построили в 1830 году. Новый порт развивался быстро и в первое десятилетие своей истории принял свыше 100 иностранных и 188 каботажных судов. В середине XIX века его грузооборот увеличился настолько, что порт занял ведущее место в Азовском море по торговле зерном. Этот факт отображен в памятной книге Таврической губернии: «Теперь нет уже сомнения, что для Азовского побережья Бердянский порт будет тем же, что и Одесса для Черноморских берегов». Лидерство Российской Империи в экспорте зерна благоприятно сказалось как на самом порте, так и на городе Бердянске. Во второй половине XIX века здесь почти в два раза увеличилась численность населения.

Бердянский порт тяжело перенес последствия разрушения Российской Империи, интервенцию и Гражданскую войну. Большая часть портовых мощностей оказалась уничтожена. Предприятие, ранее не имевшее собственной железной дороги, к первой половине 20-х годов полностью утратило возможность обслуживать экспортные перевозки.

Восстановление и реконструкция порта начались в 20-е годы, сразу после окончания Гражданской войны. В 1924 году начали строительство железнодорожной дороги, соорудили новую ​​60-метровую причальную линию, возобновились экспортные операции с иностранными судами.
Порт продолжил работать и развиваться. Но в 1941 году, во время фаштстской оккупации, Бердянск пережил самые тяжелые события в своей истории и после освобождения в 1943-м стало понятно, что порт придется строить заново. При отступлении немцы полностью разрушили порт, причалы взорвали, все ценное имущество вывезли. Однако благодаря самоотверженному труду советских граждан порт возродился. В восстановлении приняли участие и его разрушители: немецкие военнопленные трудились на берегу Азовского моря, чтобы искупить вину перед советским народом и как можно быстрее вернуться домой.

Основными грузами порта в советские времена были металлопродукция, оборудование, руда, уголь, кокс, химические и минерально-строительные, зерновые, продовольственные и наливные товары — фактически весь спектр продукции, производимой промышленностью и аграрным сектором Запорожской области бывшей УССР.

В послевоенный период и до распада СССР порт серьезно расширили и модернизировали. Количество грузовых причалов довели до 11 с общей длиной 1798 метров, глубины у стенки причалов увеличили до 8,37 метра. Все причалы порта — универсальные, с подведенными железнодорожными путями и автомобильными подъездами. Площадь территорий открытого хранения — 103,7 тысячи квадратных метров. Складские площади крытого хранения составляют 14,7 тысячи квадратных метров. Количество портовых кранов — 32. Именно в таком виде Бердянский порт достался независимой Украине. Наибольший грузооборот за советский период зафиксировали в 1989 году — 2,8 миллиона тонн.

В 1994 году предприятие преобразовали в Бердянский морской торговый порт. События, последовавшие за развалом Советского Союза, отправили порт в крутое пике деградации. Разрыв экономических связей, снижение промышленного производства вызвали стремительное падение грузооборотов, которые к середине 90-х упали до 1 миллиона тонн. В этой ситуации Бердянск пошел по пути Одесского и Николаевского портов, сдав часть своих мощностей в аренду частным операторам на невыгодных условиях. Частники фактически не платили государству за пользование складской и стояночной инфраструктурой порта. Однако была у этой ситуации и обратная сторона: аренда портовых площадей позволила сохранить рабочие места и создала почву для инвестиций в грузообрабатывающие мощности морского предприятия. Так, частная стивидорная компания «Аскет-Шиппинг» инвестировала собственные средства в модернизацию зернового терминала Бердянского порта, что в будущем позволило достичь почти миллионного грузооборота по перевалке зерновых. Ситуацию в порту выровнял общий рост мировой экономики начала и середины нулевых годов, а также внедрение новых агротехнологий в украинском аграрном секторе. Это позволило резко увеличить урожайность, а соответственно и востребованность портовых мощностей. К середине нулевых годов грузооборот порта достиг 2,5 миллиона тонн.

Трагические события на Юго-Востоке Украины 2014 года и разрыв торговых отношений с Россией поставили крест на экономическом росте почти всех портов Украины, кроме Бердянска. Боевые действия в Донбассе привели к перераспределению грузопотоков в пользу Бердянского порта. Крупные промышленные предприятия, утратившие железнодорожное сообщение с Мариупольским портом, направили свой груз в Бердянск. Это касалось прежде всего перевалки металлопродукции и фарфоровой глины. По этой же причине практически прекратилась перевалка угля и кокса, которая до «Евромайдана» составляла значительную долю в структуре грузов. Вместо этого в номенклатуре товаров появилась продукция металлургии, почти в два раза выросла переработка зерна, в три раза — глины. Порт продемонстрировал гибкость и оперативность, даже несмотря на более чем 70%-ный износ техники, — она не обновлялась с советских времен. Всё равно предприятие перешло на нетрадиционные ранее для порта грузы — листовой прокат, катанку.

2018 год стал сложным для Бердянского порта, по которому ударили последствия задержания украинскими пограничниками российского судна «Норд» (вылившиеся в досмотр всех входящих в украинские порты Азовского моря иностранных судов), а также завершение строительства Крымского моста, ограничившего максимальный тоннаж заходящих в Азовское море судов. Все это снизило привлекательность украинских портов Приазовья до уровня 90-х годов двадцатого века. В результате Бердянский порт лишился нескольких крупных контрактов на поставку металлопроката и глины в США и Европу. Последствия незамедлительно сказались на грузообороте: за 2018 год предприятие обработало только 1,8 миллиона тонн грузов, от услуг порта отказался один из главных поставщиков — «Метинвест», а второй крупнейший — «Портинвест» — сократил перевалку наполовину. Чтобы избежать сокращения трудового коллектива, порт перешел на четырехдневную рабочую неделю.

Основные виды деятельности




Перейти на страницу:


Версия статьи 1.0