БазаПриазовье : Церкви

Церкви старого Мариуполя


Мариуполь долгое время оставался духовным центром региона. В его православных храмах, заложенных ещё в конце XVIII века, хранились святыни, вывезенные греками из Крыма: чудотворная икона Богоматери Одигидрии, икона византийской работы XI века «Святой Георгий с житиём» (хранится в Национальном музее украинского искусства, город Киев), иконы Косьмы и Дамиана и Святой Параскевы. Кроме того хранилась в городе, как казацкое наследие, икона Святого Николая.

В дореволюционном Мариуполе существовали следующие храмы:

Екатерининская (Греческая) церковь. Заложена Митрополитом Игнатием в 1780 году как соборная церковь для греческого общества во имя священномученика Харлампия. По прибытии переселенцев из Крыма в Павловск Митрополит поначалу вел службу в Свято-Николаевской церкви, «каменной, крытой очеретом» (камышом), построенной еще запорожскими казаками. Предполагают, что Харлампиевская соборная церковь была возведена на фундаменте запорожской (на Базарной площади, ныне площадь Освобождения). В 1786 году в Харлампиевской церкви был похоронен Митрополит Игнатий. После возведения в 1845 году Харлампиевского собора этот первый в Мариуполе христианский храм стал называться Екатерининской церковью. В 1868 году ее отремонтировали, и по праздникам в ней совершалась литургия на греческом языке. В народе Екатерининскую церковь называли греческой. Снесена в 1930-годы.

Собор Святого Харлампия (Харлампиевский). Новый храм на Соборной (Базарной) площади на месте современного ДОСААФа, рядом со старым храмом (переименованным на тот момент в Екатерининскую церковь) — заложен в 1820-х годах вместо тесного старого Харлампиевского собора. Воздвигали новый собор более двадцати лет. В 1845 году в центре Мариуполя был освящен великолепный храм в византийском стиле из трёх приделов. Центральный придел был возведён во имя великомученика Харлампия, отчего и весь собор стал называться Харлампиевским, правый — в честь Георгия-Победоносца, а левый — был посвящён святителю Николаю, в память о запорожской Свято-Николаевской церкви. Святителя Николая русские прихожане особенно чтили. В 1891—1892 годах построили новую колокольню и соединили её с церковью. Теперь Харлампиевский собор вмещал уже пять тысяч человек одновременно. Это было самое крупное помещение в истории Мариуполя. Харлампиевский собор стал средоточием почти всех святынь и национальных ценностей мариупольских греков. В частности, здесь хранилась чудотворная икона Георгия Победоносца, датируемая серединой XI века. Взорван в 1930-х годах, на месте сооружено здание ДОСААФа.

Церковь Святой Марии Магдалины. Находилась на пересечении нынешних проспекта Ленина и Греческой улицы: здесь, ещё до прихода в Павловск переселенцев из Крыма, Азовский губернатор В. А. Чертков заложил церковь Марии-Магдалины. Освятили её 4 июня 1791 года. К тому времени Мариуполь уже 11 лет был заселен греками, но «малороссийской нации люди» (бывшие запорожцы), которых на косах Азовского моря проживало более двух тысяч, добились, чтобы эту церковь передали им. В народе Марии-Магдалиновскую церковь (первой постройки) называли ещё Русской или Бурлацкой. Она простояла 100 лет и пришла в ветхость. Тогда церковь разобрали (1891 год) и на её месте по постановлению городской думы выстроили часовню («капличку») в память спасения 29 апреля 1891 года в Японии наследника Николая Александровича (в будущем последнего русского царя Николая II). Капличка была разобрана в 1933 году в связи с строительством трамвайных путей по проспекту Республики.

Новый Храм Святой Марии Магдалины на Александровской площади (ныне сквер у драматического театра). Фундамент заложен ещё в 1862 году, но церковь посторена и освящена лишь в 1897 году. Тогда же вокруг храма был заложен сквер, который в наши дни стал любимым местом отдыха мариупольцев. В Марии-Магдалиновской церкви среди прочих ценностей хранилась запрестольная икона Спасителя времён запорожских казаков. Храм был снесен в первой половине 1930-х годов. В 1960 году на месте Марии-Магдалиновской церкви было возведено здание драматического театра.

Успенская Церковь (Церковь Успения Пресвятой Богородицы). Она находилась на Успенской площади Марьинки, некогда окраинном поселении Мариуполя. На современной карте Мариуполя эта площадь обозначена без названия. На ней расположен междугородний автовокзал. Заложена церковь в 1780 году митрополитом Игнатием, но уже через 14 лет она обветшала. Новый Успенский храм освятили в 1804 году, но и это здание оказалось недолговечным. Несколько десятилетий спустя снесли второе здание и выстроили третье, которое освятили в 1887 году. В Успенской церкви находилась особо чтимая икона Божьей матери Одигитрии, вывезенная греками из Крыма. Она считалась чудотворной и верующие шли к ней из разных краев круглый год, а к храмовому празднику 15 августа собирались десятки тысяч. Все мариупольские храмы были построены на средства местных прихожан кроме Успенской церкви, которую возвели исключительно «на средства притекающих на поклонение». На месте взорванной Успенской церкви в 1936 году была построена средняя школа № 36.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Рождественско-Богородицкая, Карасевская). Храм заложили в 1780 году переселенцы из крымского Карасу-Базара, в русской переделке Карасевка. Церковь Рождества Богородицы находилась в конце Таганрогской улицы (позже ул. Артема) на Спасо-Демьянской площади. Стены и колокольня этого храма были из красного кирпича, а купол деревянный. Особо почитаемой была в этом храме икона Косьмы и Демьяна, вывезенная греками из Крыма при переселении. Не менее чтили прихожане и икону св. Параскевы, которой приписывались чудодейственные свойства. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы крестили А.И.Куинджи, ставшего впоследствии выдающимся художником-пейзажистом. Здесь же в 1875 году Архип Иванович венчался с Верой Леонтьевной Кечеджи-Шаповаловой. В первом пункте своего завещания А.И.Куинджи записал: «Рождество-Богородичной церкви в г. Мариуполе, в которой я был крещен, десять тысяч (10000 руб.) на школу моего имени». Уничтожен храм в 1937 году. После уничтожения этого храма на этой же площади в 1937 году возвели среднюю школу №11.

Кладбищенская Церковь Во имя Всех Святых. Построена в 1848 году на центральном кладбище у Матёсова хутора. Была самой маленькой из всех мариупольских храмов. Её, каменную с деревянным куполом, построили на средства коллежского регистратора Кирилла Матвеевича Калери. Церковь была холодной (не отапливалась), прихода не имела, и поначалу её приписали к Харлампиевскому собору. Позднее здесь по субботам проводилось богослужение. Церковь Во имя всех святых разделила печальную участь мариупольских православных храмов, в 1930-е годы она была уничтожена.

Церковь на Слободке. Слободка моложе Мариуполя более чем на 60 лет. Она возникла в 1840-е годы «самостроем». Селились здесь отставные, солдаты, почему в народе называли ее Солдатской слободкой. Городские власти вели упорную борьбу с самозастройщиками, пока граф Воронцов не узаконил эту часть Мариуполя. Вследствие запоздалого «признания» Слободки долгое время православного храма здесь вообще не было. О церкви на Слободке не упоминается ни в книге «Мариуполь и его окрестности» (1892 г.), ни в источниках 1908 года. Видимо, это был самый «молодой» из дореволюционных мариупольских православных храмов. Построен он, очевидно, между 1908 и 1917 годами. По некоторым сведениям слободская церковь называлась Елено-Константиновской. На месте снесенного храма в 1930-е годы выстроена средняя школа №37.

Георгиевская каменная церковь в Сартане – построена в 1824 году, но, очевидно, взамен пришедшего в ветхость храма, заложенного при основании села в 1780 году.

Великомученика Феодора Стратилата в Карасевке – заложена самим митрополитом Игнатием. Со временем она пришла в ветхость и её разобрали. Больше она не восстанавливалась.

Николаевская домовая церковь – построена на средства «Русского Провиданса» около станции Сартана в 1900 году. Она помещалась в здании министерского училища.

Петропавловская церковь, построенная в 1901 году «тщанием» дирекции и рабочих «Никополя». Она находилась в районе нынешнего Ильичевского рынка.

Портовская церковь.

Церковь в посёлке Старый Крым.

Римско-католический костел – заложен после «высочайшего» утверждения постройки в Гатчине императором Николаем I 15 ноября 1853 года, богослужения начались 18 октября 1860 года. Костел находился на углу Торговой и Итальянской улиц, в её строительстве принимал участие юный Архип Куинджи. Сейчас на этом месте находится дом заурядной постройки, в котором размещается детский сад.

Молитвенный дом еврейской общины (синагога) – первоначально открыт в 1864 году на Харлампиевской улице, однако в 60–70-х годах XIX столетия еврейское население Мариуполя стремительно росло, и синагоги на Харлампиевской было уже недостаточно, чтобы удовлетворить нужды верующих. В начале 1880-х годов еврейская община купила двор с постройками на Георгиевской улице. Открытие второго молитвенного дома состоялось в 1882 году. С открытием этого и других еврейских молитвенных домов синагога на Харлампиевской стала называться главной. Но шли годы, синагога на Георгиевской все больше благоустраивалась и стала хоральной, то есть главной. Здание хоральной синагоги (возле краеведческого музея) разрушено в 1990-х годах. Сохранилось здание синагоги на улице Николаевской (дом № 28). Сейчас в нем расположен детский сад швейной фабрики.






Версия статьи 1.0