Ейский морской порт
Морской порт Ейск — международный грузовой порт, расположенный в городе
Ейск, на южном берегу Таганрогского залива,
Азовское Море, у основания Ейской косы. Навигация – круглогодичная, ледовый период ноябрь (декабрь) – февраль (март). Основан в 1848 году после присоединения Кубани к России в результате победоносной войны с Турцией.
Ейский порт имеет 8 грузовых причалов общей протяженностью 1300 м. На причалах обрабатываются суда грузоподъемностью до 7 тысяч тонн класса река-море и осадкой до 4,2 м. Для хранения грузов используются склады:
— открытые – 70200кв.м
— крытые – 6300 кв.м
— комплекс по перевалке нефтеналивных грузов
Основная номенклатура грузов — уголь, металлопрокат, зерно и агропродукты.
Принимаются и отправляются грузы в порты государств Чёрного и Средиземного морей: Турции, Греции, Италии, Израиля, Египта, Болгарии и другие.
История строительства и развития Ейского морского порта неразрывно связана с историей создания и становления самого Ейска. И порт, и портовый город Ейск ведут свою историю с 1848 года. Именно в 1848 году 19 августа (1 сентября по новому стилю) следуя указу Его Императорского Величества Николая I от 23 марта (04 апреля по новому стилю) князь М.С.Воронцов провозгласил город и порт открытыми.
Уже в год основания порта его грузооборот составил 1 миллион пудов. А в навигацию 1849 года отмечалось прибытие 35 судов. Летом 1850 года, менее, чем через два года после основания порта, уже была открыта первая временная пристань. А осенью 1854 года была введена в эксплуатацию новая постоянная пристань «100 сажень длины и 4 сажени ширины с площадью в вершине 10 сажень». В порту и в городе ведется бурное строительство. И уже в 1854 году Ейск входит в число крупных уездных городов России. А к 1870 году Ейский морской торговый порт становится важным транспортным узлом южных регионов России, здесь сосредотачивается вся заграничная торговля Северного Кавказа. За границу и во внутренние районы страны идет Кубанская пшеница, льняное семя, ячмень, шерсть, кожа, а также лес и лесоматериалы. С 1853 по 1870 год вывоз пшеницы на экспорт через Ейский порт увеличился более, чем в 20 раз.
К концу 90-х годов грузооборот превысил 160 тыс. тонн. Рост объема отправляемых грузов требовал кардинальной переделки порта. И после проведения изыскательских работ и разработки детального проекта в период с 1903 по 1905 год в районе Ейской косы, в месте ее припая к материку был построен новый каботажный порт.
Открытие Ейской железной дороги и присоединение ее к единой Российской в 1914 году позволило значительно увеличить грузооборот Ейского порта.
На повестку дня встает вопрос о перевооружении порта, превращении его в глубоководный. Это должно было стать новой эпохальной вехой в развитии порта. Проект развития порта предполагал удлинение причальной линии порта до 540 погонных саженей, причем котлован под набережную предполагалось заложить на глубине 24 футов (7,32м), чтобы в дальнейшем проводить углубление порта, не перестраивая набережных. Предполагалось углубить подходной канал к порту. Работы начались в 1914 году. К сожалению, эти планы не были приведены в жизнь в связи с начавшимися империалистической, а затем и гражданской войнами. Годы с 1914 по 1920 были очень сложными в жизни порта. В 1914 году порт стал одним из основных перевалочных пунктов транзитных грузов для Юго-Западного фронта, снабжая его боеприпасами, вооружением, продовольствием и живой силой. В 1917 году в городе и порту в сложных условиях утверждалась Советская власть. В мае 1918 года создается военная флотилия для борьбы с австро-германскими оккупантами и белогвардейцами, базируется эта флотилия в Ейском порту. На территории порта создаются мастерские для ремонта судов. Но в июле 1918 года город захвачен белогвардейцами, и, только после освобождения в марте 1920 года, порт начинает возвращаться к мирной жизни.
Создается «Управление порта», которое занимается всеми хозяйственными вопросами на территории порта, вопросами приема и отпуска судов, портовыми сборами. Возглавляет эту организацию Николай Модестович Блюменталь, он же является одновременно и капитаном порта. 1 сентября 1923 года в порту вводится в строй собственная электростанция. Возрождение порта идет очень медленно, но грузооборот постепенно растет. Начиная с 1925 года через Ейский порт идут на экспорт большие объемы пшеницы.
В 1925 году порт начинает реконструкцию защитных молов внутренней территории порта. К 1930 году работы закончены в полном объеме. Эти работы позволили защитить молы от разрушительной силы морских волн и подвижки льда. Конструкция молов сохранилась до наших дней.
На протяжении всего периода деятельности порта ведутся постоянные работы по его дальнейшему развитию и реконструкции в соответствии с требованиями текущего времени, в связи с увеличивающимся потоком грузов, идущим через порт.
Но в период Великой Отечественной войны цели и задачи у порта были другие. Надо было выстоять, сохранить по максимуму человеческие и материальные ресурсы. В начале зимы
1941–42 годов вокруг порта силами военных и горожан: взрослых, стариков и детей была создана оборонительная ледовая линия. Высота ледяной стены была два с половиной – три метра. А длина этой оборонительной преграды достигала 20 километров. Благодаря такому сооружению, на всю зиму подходы к порту с моря были закрыты. Несмотря на постоянные бомбежки, нехватку рабочих рук и оборудования, порт функционировал: постоянным потоком шли грузы для нужд фронта, ремонтировались боевые корабли.
Период 19
41–1945г.г. – это героическая эпоха в летописи порта, города, всей нашей необъятной Родины. После оккупации, которая продолжалась с 9 августа 1942 по 5 февраля 1943 года, несмотря на разруху, в навигацию 1943 года порт вошел как действующий. Дноуглубительные работы в эту навигацию проводились, не мешая проходу боевых катеров. Порт должен был действовать ради общего дела, ради Победы. И это понимали все, кто трудился в порту дни и ночи напролет.
Сегодня Ейский морской порт – крупная стивидорная компания, оснащенная в соответствии с современными требованиями. В годы Советской власти государство уделяло много внимания развитию порта. Причалы одевались в бетон, порт оснащался новыми портальными кранами, проводились работы по модернизации мастерских, вдоль причалов прокладывались железнодорожные пути. Многое из того, что было создано в те годы, успешно функционирует и сегодня. Это говорит о качестве работ по модернизации, проводимых в порту.
С 1993 года, когда порт был открыт для международных перевозок, началась новая эра в его жизни. Сейчас Ейский морской порт осуществляет прямые транспортные связи со странами Азово-Черноморского бассейна, Средиземного моря и другими бассейнами в круглогодичном режиме, а также через внутренние водные пути в период речной навигации. По объему грузооборота порт занимает одно из ведущих мест среди Российских портов на Азовском побережье.
Стоит отметить, что порт является важнейшим градообразующим предприятием города. Судьбы многих ейчан неразрывно связаны с портом. Здесь трудятся династии Рыхлевских, Плахтеевых, Песоцких, Хохлачевых и многих-многих других. Порт большое внимание уделяет ветеранам и подрастающему поколению. Одной из главных задач для порта является защита окружающей среды. Ведь Ейск не только портовый город, но и город-курорт на Азовском море.
Постоянно проводимые работы по модернизации порта, позволяют расширять возможности порта. На сегодняшний день Ейский морской порт – это современный порт, отвечающий всем требованиям настоящего времени.
Адрес: ул. Портовая Аллея, 5, Ейск, Краснодарский край, Россия.
Координаты GPS: 46.724987, 38.277912.
Официальный сайт:
http://www.yeiskport.ru
Телефон: +
7–86132-
2–67–14.
Электронная почта: referent@yeiskport.ru
http://www.yeiskport.ru/
Перейти на страницу:
Версия статьи 1.0