БазаПриазовье: ГрекиПриазовья ...

Главная Страница | Каталог | Вам запрещён доступИзменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация | Вход:  Пароль:  

Греки Приазовья


Греки Приазовья — третья по численности этническая группа Донецкой области и крупнейшая община компактно проживающих греков на территории всего постсоветского пространства. Первые греческие поселения возникли в Приазовье в 1780-х годах.


По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года Крымское ханство становилось независимым от Османской империи. Русско-турецкая война 1768—1774 годов вызвала мощную и самую большую в новой истории волну греческой эмиграции в Россию. Это были солдаты и офицеры добровольческих батальонов, а также многие жители Греческого архипелага. Поселились греки-переселенцы преимущественно в Керчи и Ени-Кале, позже в Балаклаве, Таганроге, Херсоне. В 1775 году специальным указом Екатерины II грекам-переселенцам были даны значительные льготы, в частности они на 30 лет освобождались от всех налогов и рекрутского набора, а также ежегодно греческим общинам предоставлялась денежная помощь.


В языковом отношении приазовские греки делятся на две отличные друг от друга группы: румеи, которые общаются румейским диалектом греческого языка и урумы, язык которых относится к группе тюркских языков. В современном Приазовье греки-румеи и греки-урумы проживают отдельно. Еще в Крыму в среде греков происходили сложные этнические процессы, которые привели к формированию двух различных в языковом отношении субэтнических групп — румеев и урумов. Румеи говорят на диалекте, близком к новогреческому языку, а урумы — на тюркском диалекте.


Исследователи до сих пор не определились полностью по вопросу происхождения каждой из этих групп. Так, например, одни исследователи считают румеев прямыми потомками древнегреческих колонистов, ассимилировавших местные племена скифов, меотов, тавров. Другие ученые уверены в том, что формирование румейской группы осуществлялось за счет различных волн миграции из Малой Азии и Балкан в течение VI—XVII веков. Происхождение урумов чаще связывают с языковой ассимиляцией части греческого населения крымскими татарами, в результате чего греки перешли на тюркские диалекты. Несмотря на языковые различия, сохранились до сих пор обе группы — румеи и урумы — имеют много общих черт материальной и духовной культуры, общее греческое самосознание и православную веру, что позволяет их рассматривать как единый этнос.


Историческая справка


В период Великой греческой колонизации, главным образом в 6–5 вв. до н.э. в северном Причерноморье возникали многочисленные колонии, основанные переселенцами из Малой Азии, с островов Эгейского моря: Тира, Ольвия, Керкинитида, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Нимфей, Кепы, Фанагория, Гермонасса, Танаис, на кавказском побережье – Горгиппия, Диоскуриада, Фасис и другие. Некоторые из них (Херсонес, Феодосия) существовали и во времена Византийской империи. Этноним ромеюс, которым называли себя в средние века жители этих поселений, восходит к византийской эпохе. В Закавказье греческая миграция началась в основном во 2–1 вв. до н. э. и продолжалась до 13 в. – нашествий сельджуков, монголо-татар, вследствие которых христианское население стало переходить в пределы Трапезундской империи на южном побережье Черного моря. Наследниками древнего греческого населения являются греки, живущие на северном побережье Азовского моря.


В новое время большое число греков прибывало в европейскую часть России как с Балканского полуострова, так и с островов Эгейского моря и из Малой Азии, особенно после падения Византии (1453) и установления на Балканах господства Османской империи. С 15 века в Москве известна греческая слобода с центром в Никольском (Николаевском) греческом монастыре в Китай-городе. В середине 16 века монастырь был передан греческим монахам, в 60-х годах 17 века пожалован им на вечно за привезенную в Москву копию иконы Иверской Богоматери. При монастыре жили и торговые люди. К 17 веку относятся сведения о греческих купцах в Москве. На плане Москвы 1739 года обозначена греческая слобода за Земляным валом на Владимирской дороге. В Санкт-Петербурге дома греческих купцов и предпринимателей концентрировались вокруг греческой церкви вблизи Старо-Невского проспекта. В 17- середине 18 вв. наиболее крупная греческая община была в городе Нежин (переселенцы из Эпира и Македонии). «Нежинское греческое купеческое братство» вело обширную торговлю по всей Центральной и Юго-Восточной Европе, пользовалось правительственными привилегиями, в 19 веке пришло в упадок в результате перемещения торговых путей и роста морской торговли.


Массовая греческая иммиграция была следствием русско-турецких войн конца 17 – начала 18 вв., в которых греки активно участвовали на стороне России. После войны 1768 – 74 на основании Кючук – Кайнарджийского договора переселились несколько тысяч человек греков: рядовые и офицеры восьми добровольческих батальонов, служивших на русской эскадре в Архипелаге, их семьи и другие жители островов. Некоторые греки поступали на русскую военную службу: в 1779 -83 был сформирован греческий полк в Керчи и Еникале, в 1784 он был переведен в Балаклаву, а с 1797 под названием Балаклавский греческий батальон нес кордонную службу на побережье от Севастополя до Феодосии (таким образом было пополнено греческое население Крыма). Другие становились землепашцами, но более – ремесленниками, торговцами, моряками. Греческие поселенцы концентрировались в Керчи, Еникале, Таганроге, Херсоне. После войны 1787 – 1791 к России отошли земли между Бугом и Днестром, был сформирован (1795) греко-албанский дивизион (с 1803 года назывался «Одесский греческий пехотный батальон», греки поселены в Одессе и ее окрестностях. Переселенцы пользовались привилегиями, утвержденными в «Положении для вызываемых из Архипелага и других заграничных мест в Одессу градских переселенцев» (1795). В результате войны 1806–1812 к России была присоединена Бессарабия, где в городах и местечках – Измаиле, Килии, Аккермане и других – уже жили греки. В результате присоединения к России приток иммигрантов усилился, в частности в местечко Рени (Томарово), через которое было разрешено вести заграничную торговлю. В 1820-х годах греческие общины возникли в Кишиневе, Аккермане, Хотине и других. Греческие общины в Северном Причерноморье и Крыму пополнялись за счет выходцев из болгарских земель (вместе с болгарами и другими христианами, так называемыми задунайскими переселенцами), а также из Стамбула, Архипелага и с южного побережья Черного моря – Синопа, Трапезунда и других областей Османской империи. После 1812 года масштабы греческой иммиграции сократились: грекам было отказано в праве на двойное гражданство.


Греческие общины сформировались также в Балаклаве, Севастополе, Евпатории, в начале 19 века переселенцы из Анатолии образовали общину в Феодосии. Преуспеяние греческих поселений было связано с хозяйственным освоении Новороссии. Греческие эмигранты имели свои учебные заведения (в Одессе коммерческое училище, основанное в 1827, в Мариуполе училище с преподаванием на греческом языке, основанное в 1820, и другие.), любительские театры, поддерживали связи между собой и с греческой эмиграцией в других европейских странах. Наиболее активными социальными группами были торговцы, демократические элементы городского населения.



Версия Статьи 1.0


 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Комментариев нет. [Показать комментарии/форму]