БазаПриазовье : ГрекиЗакавказья

Греки в Закавказье


Основная миграция греков на Кавказ началась со 2-ой половины 18 века с приглашением греческих горнопромышленных рабочих из Эрзерумского пашалыка на армянские земли. Они работали на Ахтальских и Алавердских свинцово-серебряных рудниках, образовав несколько сел.

В 1829 греки частично переселились на Цалку. С переходом к России по Туркманчайскому миру 1828 года с Ираном, ханств Эриванского и Нахичеванского (Восточная Армения), туда стали переселяться христиане, в том числе греки из Ирана. К началу 19 века переселенческая волна из Турции усилилась, в 1810 в Тифлисе учрежден «Комитет по переселению христиан из Турции на Кавказ». Возникли поселения в Цинцкаро, Дманиси и других.
 
По Адрианопольскому миру 1829 к России отшло черноморское побережье от реки Кубани до Аджарии, а Карс, Ардаган, Баязет, Эрзерум возвращались Турции. Из этих областей переселенцы – христиане направились в пределы России; пополнялись уже основанные поселения (на Цалке и другие), возникали новые (Цихис-Джвари в районе Боржоми и другие). В 1860-х гг. происходило переселение греков из Трабзона, в частности, они образовали в Сухуми матросскую слободу.
 
С переходом по Сан-Стефанскому миру 1878 года к России Карса, Ардагана, Баязета, Батуми, многие греки двинулись туда (в Карсской губернии они составили свыше 11 % населения). С 1860-х началось заселение греков Северного Кавказа – Прикубанья, Ставрополья и других.
 
В 1915 вследствие преследований турецкого правительства на территории России, преимущественно в Эриванскую и Тифлисскую губернию, хлынули беженцы – армяне, ассирийцы, греки. В годы 1-й мировой войны греки из Трабзона и других мест Турции переселялись в Закавказье, в том числе в Аджарию, на Северный Кавказ, частично в Крым. В 1917 был создан Центральный союз понтийских греков со штаб-квартирой в Екатеринограде, ставивший целью создание независимой Понтийской республики (при содействии желающих выехать в Грецию). Падение Грузинской Демократической Республики (1921) и образование (1922) СССР пресекло эти планы. В 1921 году Карс вновь вошел в состав Турции; оттуда греки перебрались преимущественно на Северный Кавказ, в Прикубанье, где расселялись по греческим селам, а также в городах. Последняя переселенческая волна греков из Турции в Россию, в частности на Кавказ, связана с решением Лозаннской конференции 1922–23 о взаимном обмене греческого и турецкого населения.
 
Культура греков Закавказья – это часть переднеазиатского культурного комплекса. Греки были заняты скотоводством и горным земледелием, которое имело специфические направления: в Аджарии – разведение чая и цитрусовых, в Абхазии – табака и садовых, овощных культур, в Центральной Грузии преобладали земледелие и садоводство, на Цалке товарная культура – картофель. Ремесленники – отходники греки были известны в России еще тогда, когда они проходили в поисках работы из Трабзона. Греки – признанные мастера-камнерезы и строители, горные рабочие (в Армении и в районе Рустави в Грузии), среди современных занятий – обслуживание курортной зоны. Поселения моноэтничные (центром нового поселения становились церковь и школа, вокруг располагалась скученная жилая застройка) или совместно с коренными народами, в городах первоначально формировали отдельные кварталы, зачастую вокруг церкви. Жилые дома двух исходных типов: 1) т. н. земляные – углубленные в землю, с каменными стенами, с плоскими перекрытиями, засыпанными землей, иногда с верхним световым отверстием, которое зачастую располагалось над открытым очагом; близки постройкам других народов Передней Азии и Кавказа, сохранялись в Восточной Армении до рубежа 19 – 20 вв., на Цалке до середины 20 века; 2) дома на горном склоне, двухэтажные (на 2-й этаж ведет внешняя лестница), каменные под четырехскатной крышей на стропилах, крытой черепицей (ныне – шифером, алюминием, жестью); близки грузинским потройкам, многокомнатные, как правило, с галереей вдоль 2-го этажа.
 
Традиционный костюм греков Закавказья также переднеазиатского типа: шапочки на твердой основе с мягким покрытием, украшенные монетами или бляшками, свисающими на лоб (такие шапочки еще донашивают некоторые пожилые женщины на Цалке), несколько головных платков, надеваемых друг на друга, обвязанный вокруг талии платок вместо фартука и другое. Одновременно сохранились воспоминания о специфической одежде из Трабзона (используется фольклорными ансамблями). Со 2-й половины 20 века практически все греки (за исключением пожилых женщин) носят одежду общеевропейского городского типа.
 
К традиционным блюдам из муки, крупы, молочных продуктов, огородных и дикорастущих растений добавляются заимствования армянской и грузинской кухни, например, блюда из фасоли и тому подобное. Большое значение имела домашняя выпечка хлеба (отчасти сохраняется и ныне).
 
Насильственное переселение значительных масс греков в Среднюю Азию и Казахстан привело к формированию там специфического культурного комплекса (разведение садовых культур и винограда). Утрачены этнические традиции в одежде, утвари, домашней обстановке и тому подобное; в прикладном искусстве заметны влияния восточных культур.
 
Сельские поселения греков Северного Кавказа уличной, квартальной планировки. Дома повернуты к югу длинной стороной, на ней расположена входная дверь, зачастую под выступающей стрехой крыши. Со временем дома и надворные постройки оказывались стиснутыми на небольшом пространстве и от традиционного расположения дома отказывались. Особенно тесная застройка в приморской курортной полосе. Усадьбы заполняются всевозможными пристройками, вдоль дощатых заборов, отделяющих усадьбы от улицы, протягивают крытые завесы.
 
До коллективизации хозяйственный двор располагался за домом: амбар для зерна и муки, поднятый на каменные подставки (иногда вместо него – зерновые ямы), стойла для лошадей, помещение для скота, сараи для инвентаря и транспортных средств. В конце усадьбы – ток (некоторые хозяева его сооружали непосредственно на поле). Значительное место занимала защищенная плетнем от ветра площадка для просушивания табака. Для огорода и сада практически места не оставалось.
 
Традиционные дома нескольких видов: 1) из дубовых бревен (сруб) или дубовых плах (закладная техника, плахи вертикально встроены в нижнюю и верхнюю бревенчатую обвязку); 2) на деревянном вертикальном каркасе, заплетенном хворостом, обмазанном снаружи и изнутри глиной, смешанной с соломой (ныне деревянные конструкции не используют); 3) из самодельных саманных кирпичей; 4) со стенами из двух рядов кирпичей – изнутри саманных, снаружи обожженных; 5) со стенами из саманных кирпичей, обложенных снаружи бетонными плитами. Все дома наземные на каменном (позже кирпичном, ныне зачастую цементном) фундаменте без подвалов и погребов, снаружи оштукатурены или обмазаны глиной и побелены. Крыши четырехскатные на стропилах, крыты ржаной соломой, камышом (в прошлом), черепицей, толем, рубероидом, шифером. Потолки подшиты досками, побелены. Полы на первых порах глинобитные, подмазка их периодически возобновлялась, позже и ныне – дощатые. Вдоль южной стены под нависающей стрехой крыши, подпертой столбами, – галерея (иногда и с западной стороны, чтобы предохранить дом от влажных западных ветров), ныне почти нигде не сохранившаяся.
 
Традиционная планировка – трехраздельная с сенями посередине, по одну их сторону жилая отапливаемая комната, по другую – холодная парадная. В сенях располагался открытый очаг под широкой вытяжной трубой (чах), а за ним топка невысокой печи, дым которой выходил под ту же трубу, а тело помещалось в комнате. на очаге варили пищу, поместив посуду на железные подставки, на раскаленной черепицы жарили рыбу. Хлебные печи выносили за пределы дома на усадьбы. Позднее строили многокомнатные дома с печным (ныне также паровым) отоплением.
 
Практически утрачена традиция внутреннего убранства жилого дома, сохранились лишь воспоминания о размещении икон с лампадой в восточном углу парадной комнаты, о приеме пищи в семейном кругу за низким круглым столиком.
 
Греки Западного Закавказья в первые десятилетия носили узкую черного или темно-синего цвета куртку и жилет, штаны (вракин) широкого покроя до колен с узкими, облегающими ниже колен гамашами, на голове башлык, украшенный кистью. Этот костюм близок костюму греков метрополии, особенно островов.
 
Преобладала молочная, овощная, крупяная и мучная пища. Изготовляли различные сорта сыра: мягкий, подсушенный и присоленный, сухой, засушенный на солнце, заготовляемый на зиму, соленую брынзу из овечьего молока и тому подобное. Масло сбивали в деревянной маслобойке с широким туловом, подвешенной в горизонтальном положении, путем раскачивания; пахту употребляли на изготовление мягкого жирного творога. Крупяные супы заправляли сыром и зеленью. Для домашнего приготовления небольшого количества крупы имелись каменные зернотерки. Из теста изготовляли всевозможные пироги с сыром и зеленью, лапшу. Употребляли дикорастущие растения: лебеду, дикие чеснок и лук. Выработались различные способы заготовления овощных приправ впрок. Растительное масло изготовляли из подсолнечника (жмых идет на корм скоту). Сласти делали из загустевшего вываренного сока сахаристых культур (сахарного тростника, арбузов). Древние земледельческие традиции отразились в поминальном блюде, известном по всему греческому ареалу: каша из цельных пшеничных зерен (местное название коккия, от греческого коккос, зерно, в древних говорах – колива, отсюда же русская кутья). Для греков Черноморского побережья характерны блюда из жареной рыбы: хамсы, барабули и другие. Употребляли своеобразные приправы – мидии, древесных улиток и тому подобное.
 
 




Версия Статьи 1.0