Наиболее ранние находки, свидетельствующие о заселении кальмиусских берегов, имеют возраст 5–6 тыс.лет. К таковым, например, относятся погребения каменного века (6 тыс. лет), обнаруженные при строительстве мариупольского завода Азовсталь. Останки были окружены древними орудиями труда, предметами быта и украшениями.
Новый элемент в области духовной культуры энеолитического населения степи — курган. Характерное погребение эпохи энеолита было обнаружено при раскопках кургана у с. Орловское Тельмановского района. Сверху над прямоугольной могильной ямой, в которой было совершено погребение, была сделана из крупных кусков гранита круглая закладка диаметром 3,5 м. Остатки умершего не сохранились. На дне ямы лежала лишь кремневая пластина длиной 14,3 см и шириной до 2 см, на одном конце которой были следы ретуши. На пластине и вокруг неё была красная охра. В 1959 году в Донецке на улице Радищева (Пролетарский район) и на территории Центральной горноспасательной станции (Киевский район) были вскрыты ещё два захоронения. Первое погребение относится к началу бронзового века (рядом со скелетом обнаружены большой кремневый нож, тщательно отшлифованный клиновидный топор и четыре тонко выделанных наконечника метательных дротиков). Второе погребение относится ко второй половине третьего тысячелетия до нашей эры к эпохе древнеямной культуры бронзового века. Недалеко от Мариуполя (п. Старый Крым) обнаружены остатки погребенного с частичной посмертной моделировкой глинистой массой лица (разновидность мумификации), что характерно для днепро-азовской катакомбной культуры. К срубной культуре бронзового века относятся погребения, обнаруженные возле с. Раздольное Старобешевского района и в районе Ляпинской балки (г. Мариуполь ). А также срубный курган, раскопанный у с. Чермалык Тельмановского района. Здесь после совершения трёх погребений и возведения над ними небольшого кургана вокруг насыпи был выкопан ровик, огородивший прямоугольное пространство. В ровике оставили несколько проходов, расположение которых не случайно, а сориентировано по определённым сторонам света. На его дне к северу, востоку и западу от центра кургана положили по одному конскому черепу. Северный был направлен мордой на запад (его, при этом, положили на место костра), восточный — на север, западный — на юг. Вероятно, в ровике, остававшемся открытым какое-то время, совершали определённые ритуальные действия, следы которых в виде остатков костров, костей овцы и лошади были найдены во время раскопок. Лишь спустя некоторое время в кургане совершили ещё 2 погребения, и он был досыпан так, что земля скрыла ровик.
Во 2 тыс. до н. э. в Приазовских степях жили племена киммерийцев. Киммерийское население имело комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Однако иссушение климата вынудило их перейти к кочевому скотоводству. Постепенно значительная часть населения покинула степные районы и переселилась в места с более благоприятными природными условиями — лесостепь и прилегающие к ней районы правобережья и левобережья Днепра, территории предгорного Крыма и Северного Кавказа, в частности Закубанья. В XII—X вв. до н. э., по сравнению с предшествующим периодом, в степной зоне между Доном и Дунаем наблюдается десятикратное уменьшение количества поселений и погребений. И все же в VIII—VII вв. до н. э., в долине реки Кальмиуса, все ещё безраздельно господствовали киммерийцы.
В VII до н. э. киммерийцев сменили в степях Приазовья скифы-сколоты, соседствовавшие с ними ещё в начале I тысячелетия до н. э. Царские скифы освоили водный путь из своего торгового города Гелона, расположенного в устье реки Самары, левого притока Днепра в Меотиду. Этот путь пролегал вверх по Самаре, её притоку Волчьей и далее в Кальмиус. Упоминание о связке Волчья — Кальмиус можно найти у древнегреческого историка Геродота (V в. до. н. э.). «Из их земли [фиссагетов] текут четыре большие реки через область меотов (Приазовье) и впадают в так называемое озеро Меотиду (Азорвское море). Название этих рек: Лик (Кальмиус), Оар (Миус), Таномс (Дон) и Сиргис (Северский Донец)». Геродот называет реку Кальмиус, а заодно и реку Волчью, являвшихся частями одного водного пути — Лик (от «lukos» — «волчья»). Поздние тюрки называли реку Кальмиус — «Каялы», также считая её продолжением днепровской Каялы (реки Волчьей, притока Самары) на пути к Азовскому морю.
В II веке на смену скифам пришли родственные им сарматские народы (сираки, языги, яссы, аорсы, аланы, роксоланы и др.) населявшие до этого пространства между Волгой и Доном. Поселения сарматов, в свою очередь, подверглись нападению готов — германских племён, вторгавшихся в Приазовье и северное Причерноморье с берегов Вислы. Захватив эти земли готы возглавили племенной союз, куда кроме собственно готов вошли также германские, сарматские и праславянские племена. В землях к востоку от Днепра хозяйничали кочевники сармато-аланы. В 371 году до нашей эры гунны напали на владения готского племенного союза в северном Причерноморье и стерли с лица земли все островки оседлости и земледелия, которые существовали к этому времени на этой земле.
В VII в. в Приазовських степях сложился могущественный союз тюркоязычных протоболгарських племён — Великая Болгария, во главе которой стоял Кубрат-хан. После его смерти этот союз распался. Разъединенные болгарские племена не смогли противостоять новым завоевателям, пришедшим с востока — хазарам. В последующие годы по берегам Кальмиуса кочевали аланы, угры, болгары. В VI веке в эти земли пришли авары, а в VIII веке — хазары. С кочевниками упорную борьбу вели племенные союзы славян, также имевшие виды на эти земли. Опустошительные набеги печенегов в конце Х — начале XI веков привели к тому, что население из прикальмиусской зоны, также как и всего Приазовья, ушло за Северский Донец, в леса — «... ведение нормального земледельческого хозяйства южнее... было невозможно из-за печенежской опасности...». К этому же периоду относится пользование Залозным путём. Это древний юго-восточный торговый путь: Киев — Переяславль — Канев, далее по водоразделу между Днепром и Северским Донцом к верховьям реки Кальмиус. Он связывал Поднепровье с Азовским и Чёрным морем, Тмутараканью. Название этого пути свидетельствует о том, что он уходил «за лозы», то есть за плавни в районе Днепровской луки и находящиеся восточнее её речные долины, поросшие лозой. Особенно важное значение имел для Руси в VIII—X вв. Об этом пути упоминается в летописях 1168 и 1170 годов.
Место битвы руского князя Игоря с половцами на реке Каялы (Кальмиус) – при впадении в Кальмиус справа р. Камышевахи (ниже с. Старобешево). Летопись “Слова о полку Игореве” гласит: “отбиваясь от преследовавших его врагов, брат Игоря Всеволод двигался идуще в кругъ при езере”, т.е. он поднимался по округлой возвышенной гряде, очерченной «гигантским циркулем» водного потока и нижним краем ныряющей в озеро (ср. южнославянское “krug” – “холм”, “гора правильной округлой формы”).
В середине XI века на берега Кальмиуса пришли половцы, совершавшие свои набеги на южные рубежи славянских поселений. В XIII веке началось монголо-татарское нашествие на Русь. В битве на реке Калке 31 мая 1223 года монголо-татарские орды разбили половцев и войска пришедших к ним на помощь князей Киевской Руси. В последующие столетия, вплоть до середины XVI века прикальмиусские земли оставались почти безлюдными. Там не было оседлого населения. Появлялись то крымские татары, то кочевники-ногайцы и калмыки. Эти земли были составной частью Дикого поля, занимавшего значительную территорию — все междуречье Днепра и Дона от Северского Донца и до Азовского побережья. В середине XV века значительная часть земель Дикого поля была присоединена к Крымскому ханству, попавшему вскоре в зависимость от Османской империи.
«Ещё в последние годы царствования Иоанна Грозного, открыта была новая дорога крымцев через Кальмиус и Донец под Гребенниковыми горами между реками, из которых одни по правую сторону впадают в Дон, а по левую в Донец». Эта дорога получила название «Кальмиусская сакма» и проходила от Перекопа вдоль побережья Азовского моря мимо устья реки Молочные Воды (совр. Молочная), до реки Кальмиус и вдоль неё к её истокам. Далее она вела к переправе через Северский Донец чуть выше впадения в него реки Айдар и далее по водоразделу рек Оскола и Айдара. Вблизи Валуек, Оскола (ныне Старый Оскол), через водораздел Оскола и Дона выводила к переправе через реку Тихая Сосна на безлесном участке в районе современной административной границы Белгородской и Воронежской областей, где сливалась с Муравским шляхом. Водный путь, также именовавшийся «кальмиусской сакмой» пролегал от Азовского моря по рекам Кальмиус, Кривой Торец и Казеный Торец, Северский Донец, Оскол, Тихая Сосна в Дон. На этом пути существовало два волока между истоками Кальмиуса и Кривого Торца, а также от Оскола к Тихой Сосне (притоку Дона). Кальмиусская сакма описана в Книге Большого Чертежа и в XVI — 1-й пол. XVII вв. была одним из главных путей, по которому крымские и ногайские татары совершали грабительские набеги на южные районы России. Для обсуждения этого вопроса в 1571 году были собраны в Москве к князю Воротынскому путивльские и рыльские станичные головы, которые показали, что нужно усилить сторожевые посты на Осколе Усть-Убли и на Донце усть-Богатый Затон. В результате 8 апреля 1579 года русское правительство специально организовывает в Диком поле погранично-сторожевую службу и формирует подвижные отряды для патрулирования по степным шляхам от Дона и Миуса до Кальмиуса и Самары.
Переселение крестьян из России и Украины в прикальмиусские степи и Приазовье началось в конце XV столетия. Одних сюда привлекали охотничьи угодья и возможность заниматься рыболовством, скотоводством, пчеловодство. Другие бежали от помещиков, спасались от судебных преследований. Эти же причины привели за пороги Днепра беглецов из Речи Посполитой и Московского государства. К этому же периоду относится и заселение казаками берегов Дона. Запорожские поселенцы вели торговлю с переселенцами, осевшими по берегам Кальмиуса, Миуса и Дона. Помимо сухопутных шляхов, возобновляется движение по водному пути: из Днепра по Самаре, затем по Волчьей и её притоку Солоной. Волок до Кальмиуса составлял около 25 км. Иногда водораздел преодолевался на возах, на которые грузились казачьи «дубки» и «чайки». Запорожские чумаки ходили в Азовье за солью и рыбой. Потому вскоре этот путь стали называть «солоным». Конец XVI — первая половина XVII вв. ознаменовались целым рядом морских походов запорожских казаков (иногда совместных с донскими казаками) против Крымского ханства и Турции. Иногда, отправляясь в такой поход, запорожцы не спускались по Днепру, в низовьях которого турки построили крепость Кизыкермен и перегородили реку железной цепью, а использовали Солоный путь. Этим же путём казаки пользовались при возвращении из походов, особенно, если их преследовали турецкие корабли. Кальмиус — река быстрая, во многих местах порожистая, для хождения больших кораблей малопригодная. Путь этот в дальнейшем использовали до XVIII века.
В начале XVI века в устье Кальмиуса на правом его берегу возник сторожевой пост Домаха (Адомаха). До этого здесь существовали поселения беглых крестьян, периодически разоряемых татарскими набегами. В 1611 году Домаха становится центром обширной Кальмиусской слободы, а затем и Кальмиусской паланки, одной из семи входящих в состав основанной в 1550 году Запорожской Сечи. В крепости Домаха находилась церковь и торговые лавки. Сама паланка была самой большой по территории и наименьшей по количеству оседлого населения. Прирост населения вдоль берегов Кальмиуса в середине XVII века был связан с военными действиями 1648–54 годов, ведшимися Богданом Хмельницким против польской шляхты.
30 апреля 1746 года указом Елизаветы устанавливается граница между запорожскими и донскими казаками. Границей объявлялась река Кальмиус на всем её протяжении от истоков до устья: к западу от неё землями и реками владеют запорожцы, к востоку — донцы. Эта граница как рубеж между областью Войска Донского и областью Войска Запорожского, а позднее Екатеринославской губернией сохранялась до самой революции.
В результате русско-турецкой войны 1768–74 годов турки и татары быыли вытеснены из приазовских степей. После этого началось довольно быстрое заселение Дикого поля. Колонизируя отвоеванные территории, царское правительство раздавало право на пользование землей помещикам, чиновникам и офицерам, пригласило немецких колонистов. В апреле 1778 года царствовавшая российская императрица Екатерина II, учитывая заинтересованность России в освоении земель на побережье Азовского моря и в бассейне Северского Донца, принимает ряд законодательных актов, продолживших начатую ранее колонизационную политику. Начато переселение в южнорусские губернии христианского населения Крыма (греков, валахов, грузин, армян, румынов). Грамоту об этом, подписанную Екатериной II, греки получили 21 мая 1779 года. Ордером князя Потемкина от 02 октября 1779 года за греками окончательно закреплялись земли Азовской губернии Мариупольского уезда. Им была дарована земля по правому берегу реки Кальмиус от впадения в неё речки Березнеговатой до устья. Западная граница их земель проходила по руслам рек Берда и Мокрые Ялы. На севере же их земли лежали по левому берегу рек Волчьей и её притока Солоной. Однако насильственное переселение христиан из Крыма повлекло за собой новые проблемы. Отведенные грекам земли кое-где были заселены. Проживавшим здесь государственным поселянам разрешалось остаться на местах лишь зиму 1779—1780 года и лето — до снятия урожая. После этого они должны были покинуть эти места. За все покинутые постройки, доставшиеся после ухода государственных поселян грекам, поселяне получили компенсации от правительства. Таким образом, одно насильственное переселение — христиан из Крыма — вызвало новое, такое же насильственное перемещение сотен, а может быть, и тысяч людей из Приазовья. К этому времени на месте уничтоженной турками в 1769 году крепости Адомаха был заложен уездный город Павловск. Строительство же его началось в 1780 году. Тогда же по ходатайству греческих переселенцев он был переименован в Мариуполь. Выходцы из 13 крымских деревень направились к Кальмиусу и основали на его правом берегу шесть сел: Бешев, Большую Каракубу, Ласпи, Карань, Чермалык и Сартану. Деревню, как правило, заселяли выходцы из нескольких крымских сел, а вновь образованному селу присваивали название той крымской деревни, переселенцы из которой составляли большинство. Жители наиболее крупных крымских сел при основании новых сел ни с кем не объединялись. Так возникли села: Бешев, Большая Каракуба и Сартана. Все они сохранили свои названия. Свои первые сельские поселения в Новороссии греки начали строить в 1780 году. Впрочем, некоторые села выросли там, где греки провели предыдущую зиму, на месте их первых землянок. Так что ряд сел были основаны на год раньше, то есть в 1779 году. В это же время на месте разросшихся за счёт беглых крестьян запорожских зимовников, в верховьях Кальмиуса и ниже по его течению, возникают села Авдотьино и Александровка, слобода Григорьевка, деревня Семеновка.
Перейти на страницу:
Версия статьи 1.0