БазаПриазовье: Малоянисоль ...

Главная Страница | Каталог | Вам запрещён доступИзменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация | Вход:  Пароль:  

Малоянисоль


Малоянисоль — село Никольского района Донецкой области. Расположено в долине реки Нальчик, в 22 км от районного центра и в 16 км от железнодорожной станции Хлебодаровка. Сельсовету подчинены населенные пункты Катериновка, Крымка, Труженка.


7958 га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. 6389 га пахотных земель. Хозяйство — многоотраслевое с развитыми растениеводством и животноводством, специализируется на производстве мяса.


Село основано в 1779 году выходцами из Крыма. С 1956 по 1995 год называлось Куйбышево.


На окраине раскопаны курганы с погребениями кочевников (IX—XIII вв.).


В 2001 году родным языком назвали:


русский язык — 2 222 чел. (94,35 %)
украинский язык — 125 чел. (5,31 %)
греческий язык — 2 чел. (0,08 %)
белорусский язык — 1 чел. (0,04 %)
армянский язык — 1 чел. (0,04 %)
гагаузский язык — 1 чел. (0,04 %)

Основание села


Переселение крымских греков в Северное Приазовье обусловлено задачей российской государственной колонизации Новороссийского края в конце XVIII века. Русская администрация подготовила для переселенцев-греков текст Жалованной грамоты от 21 мая 1779 и представила на подпись Екатерине II. Документ был составлен на основе российских законов, регулирующих права иностранных переселенцев. Согласно пунктам грамоты все выведенные из Крымского ханства христиане-греки получали Российское гражданство.
Только в июне 1779 г. митрополиту Игнатию была вручена в Петербурге «Высочайшая грамота об устройстве христиан, выведенных из Крыма», которой императрица ответила на Постановление крымских христиан от 16 июля 1778. Грамота предоставляла грекам полные права российских подданных и «на вечные времена» подтверждала привилегии, которые требовались в Постановлении. Так, по этому документу, крымским грекам отводились для поселения свободные земли на северном побережье Азовского моря из расчета по 30 десятин на душу. Все переселенцы были освобождены от государственных налогов на 10 лет. Каждая малоимущая семья имела право построить себе жилье и приобрести скот, посевное зерно и все необходимое для ведения собственного хозяйства. Государственные средства требовалось вернуть в казну через 10 лет. Купцам и ремесленникам разрешалось за свой счет строить лавки, дома, амбары и т.д. Все греки навсегда освобождались от военной службы. Относительно самоуправления, греческая община получила право «на основании генеральных законов государства» выбирать для управления автономным этническим округом «за вольными голосами» собственный Суд и всю внутреннюю полицию. Получив долгожданный документ, депутаты от греческой общины во главе с митрополитом Игнатием сделали еще один, уже окончательный, выбор территории для своего поселения – в землях Надазовья, протянувшихся с запада на восток между реками Берда и Кальмиус, на север – к верхам реки Волчьей и на юг – в Азовское море. Однако из-за приближения зимы поселения на этих территориях было отложено до следующего года. И только после второй тяжелой зимовки в Екатеринославском уезде весной 1780 года 43 крымских эмигранта были переведены за счет государственных средств на предназначенные земли, и греки, наконец, получили возможность заселять и осваивать Северное Приазовье.
В Прикальмиуськом крае румеи (греки-эллинцы) и урумы (тюркоязычные греки) поселились отдельно. В 1780 г. румеи основали десять сел: Багасу, Великую Каракубу, Константинополь (Джемерджи), Сартану, Стиль, Урзуф, Чердаклы, Чермалык, Малая, или Харахла Ени Сала (Малоянисоль) и Ялту. Урумы – девять: Бешеве, Богатырь, Камар, Карань, Старый Керменчик, Старый Крым?, Ласпи, Мангуш?, Улаклы.


Ну а теперь более подробно о селе Малоянисоль. Место расположения села – левый берег реки Калка, численность населения на 1781 год мужского пола – 188, женского – 162. Площадь земель в 1784 г. пригодной – 16000, не пригодной – 6000. Переселенцы называли села в Приазовье соответствии с названиями населенных пунктов в Крыму, откуда они вышли. Так, основатели с. Малая Ени Сала пришли из крымских сел Ени Сала, Ени Кой, Джемрек и Уйшун, входивших в состав Карасубазарского уезда. Первый компонент слова Ени Сала урумский (ср. тур. Уеnи «новый»), а второй румейский (сала – «поселение»), таким образом было создано урумо-румейское название села. Словосочетание Ени Сала негреческим населением Приазовья воспринималось как одно слово и со временем возникло несколько вариантов произношения: Янисоль, Янисаль и т.д. Среди жителей с. Малая Ени Сала вначале преобладали переселенцы из крымского села Ени Сала, в то время как среди жителей Великого Янисоля (современная Великая Новоселовка) переселенцы – выходцы из другого крымского села с похожим названием – Салгир Ени Сала. В 1793 г. количество жителей в этих селах было: 620 человек в Велико-Янисоли и 350 человек в Мало-Янисоли, что и обусловило появление названий Большой и Малый.


Почти во всех деревнях в 1782 году были построены церкви. Материалом для их сооружения служили дикий камень и дерево. Готовых домов для проживания в селах было еще мало. В Малом Янисоле на 1032 жителей было 48 каменных домов и 61 мазанка.
Село Малоянисоль расположившись на выгодных для земледелия и овцеводства землях. Кроме переработки продуктов крестьяне занимались разведением овец, поскольку это диктовалось природными степными условиями, что и определяло в целом хозяйственный уклад греков в первые годы после переселения. В 1799 году в греческих селах овец было уже более 177 тысяч. Воду для скота и употребления принимали из колодцев, которые были почти на всех дворах. Также пользовались водой из Кальмиуса (в то время вода в реке была пригодна для питья). Наиболее распространенной и почетной профессией была профессия чабана. Греки не изменили своей национальной традиции, привезенной из Крыма. Большим уважением пользовались удуманы – главные овцеводы. Некоторые удуманы, после сезона работы становились обладателями нескольких сотен овец – это и был их единственный доход, так как ничем больше они не занимались. Главным атрибутом их деятельности были дурум – крытые кибитки, служившие овцеводам временным убежищем и крышей над головой, ведь удуману приходилось преодолевать вместе со стадами большие расстояния, отправляясь далеко от села. Кроме того, кибитка на двух колесах служила и местом хранения воды, продуктов, одежды, дров. Очень примечателен был гардероб удумана – специально сшитые из овчины (шерстью внутрь) пастушеские штаны, «чахчир», полосовые кожухи, которые служили и верхней одеждой, и матрасом, и одеялом. Был в гардеробе и кожаный пояс, украшенный медными бляхами. К поясу прикреплялся нож.
Главной тягловой силой на селе были волы. Воловые повозки, называемые «амаксамы», перевозили сено и солому. Строительные камни и другой груз перевозился на бричках. Позже, в XIX-ХХ веках, популярными стали конные упряжки, появился новый вид транспорта – линейки, двуколки («бедаркы»). Землю в селе обрабатывали в основном вручную – деревянной сохой и мотыгой. Засевали зерновые так же. К земледелию они относились без энтузиазма, поскольку с этим видом земледелия в первые годы переселения они мало были знакомы. Зернохранилищами для поселян служили специальные ямы («Мурсия»), вырытые глубиной 3–4 метра, обмазанные изнутри красной глиной и обожженной для лучшего хранения зерна. Позже появились деревянные зернохранилища – амбары. Развитие земледелия вызвало необходимость создания мукомольных предприятий. В греческих деревнях в 1793 году действовали 29 водяных, 9 земляных и 1 ветряная мельницы. В большинстве сел было по 1 – 2 мельницы. В 8 селах мельниц еще не было, а в селе Малый Янисоль было уже 8 водяных мельниц. Развивалась в селе мануфактурно-бакалейная торговля. Занимались этим А.М. Темиров, С.Н. Хартахай, С.Л. Кумурджи. Огородничеством греки занимались только для себя, выращивая для семьи овощи. Довольно долго не занимались греки и ремеслами.
Обстоятельства существенным образом изменились почти через век. Начиная с этого времени, греки устанавливают контакт с немецкими колонистами, перенимают у них более совершенные методы земледелия. Это нашло отражение в том, что многие греки стали отдавать предпочтение озимым хлебам, используя систему севооборота и черной пары. В хозяйствах греков появляются свиньи и птица. С поселением в Мариупольском уезде русских и украинских рабочих греки стали перенимать у них всевозможные ремесленные и строительные навыки. Уже с конца XIX века земледелие было настолько распространенным видом деятельности среди греческого населения, что оно по числу занятых уже конкурировало с животноводство.
Наиболее богатые греки первыми стали использовать в своих хозяйствах железные орудия. Плуг, как правило, тянули 4 пары волов, борону – одна пара. Среди других занятий греков отметим рыболовство и пчеловодство. Прошло время и на каменистых холмах появились отары овец и стада коров, а вдоль реки Калка выросли фруктовые сады. Постепенно произошло классовое расслоение переселенцев. Более зажиточные хозяева, использовав льготы, предоставляемые Екатериной II (освобождение от налогов, рекрутской повинности и т.д.), очень скоро выдвинулись в богатые классы. Бедные и средние слои крестьянства (гарип), на которых естественно, особенно сказалось переселение, окончательно разорились и оказались в полной зависимости от богатых. Вскоре у богачей увеличивается количество скота, пахотной земли. Так, некоторые из них имели в личном пользовании до 500 овец, 50 голов крупного рогатого скота и лошадей, 50 десятин земли. Многие из них имели мельницы, магазины. Многие разорившиеся крестьяне покидали Малоянисоль и уходили на заработки, некоторые пополняли ряды рабочих фабрик и заводов Мариуполя, где работали по 14–16 часов в сутки. В 1886 году в селе было 613 домов и проживало 3778 чел., в том числе мужчин 1949 чел., женщин — 1821 чел. Общая грамотность в селе составляла 15%.
Следовательно, несмотря на тяжелые климатические условия, трудности, которые постигли основателей села Малоянисоль в первые годы на новых землях, село постепенно развивалось.


Начиная с 1947 г. В Малоянисоле появилась невиданная до этого профессия – работник геологоразведки. В северной части села расположились в нескольких деревянных «финских» домах различные службы и работники прииска по добыче циркония. Больше половины работников геологоразведки – местные жители. Добывали цирконий гидравлическим способом – промывкой песка речной водой в специальных качающихся ситах – грохотах с калибровочными отверстиями. Добытый цирконий черно-серого цвета ссыпали в небольшие мешочки (весом до 5 кг) и отправляли самолетом потребителю. Но в 1950 г. геолого-разведочные работы были внезапно свернуты и прииск перебазировался в поселок Донское Волновахского района.


На начало 1960 г. в состав Куйбышеского сельского совета входило 6 населенных пунктов с числом жителей: Куйбышево – 2904; Екатериновка – 326; Труженик – 606; Крымка – 225; Диановка – 708; Пятихатки – 396 человек. Всего населения по сельскому совету – 5165 человек, из них греков – 3348 человек (64,8 %). В это время в селе действовало 2 колхоза, 9 магазинов, 1 пекарня, 1 столовая-закусочная, 8 клубов, 5 библиотек, 1 больница, 4 медпункта, 6 школ. В Малоянисольской больнице были родильно-гинекологическое и терапевтическое отделения, хирургическая и детская палаты. Здесь работала амбулатория с женской консультацией. Открыты рентген- и физикотерапевтические кабинеты, клиническая лаборатория.


1970–1980-е годы. Активно велось гражданское строительство. В центральной части села были возведены несколько двухэтажных зданий, которые сформировали новый современный облик сельского поселения. Это здания сельсовета, правления колхоза «Рассвет», быткомбината, полностью благоустроенный дом для учителей. Гордость села – Дом культуры (построен в 1978 г.) со зрительным залом на 420 посадочных мест, со спортивным залом и библиотекой.


В 1980 г. на самой высокой точке села был возведен Монумент Славы (авторы мемориала Л.Н.Кузьминков и К.В. Константинов) в честь воинов погибших при освобождении села от фашистов, и односельчан, отдавших свою жизнь за свободу и независимость страны на фронтах Великой Отечественной войны. В октябре 1988 г. было создано Володарское греческое общество. В числе первых было создано греческое общество в селе Куйбышево.


Постановлением Президиума Верховного Совета Украины от 2 марта 1995 г. селу Куйбышево было возвращено прежнее название – Малоянисоль.


В ноябре 2002 г. в селе заработал новый, не имеющий аналогов в Донецкой области, молокозавод. Он был построен на средства ОАО «Азовмаш» при участии ООО «Рассвет».


Численность населения в селе по состоянию на 1 января 2010 г. составила 2068 человек.


По материалам сайта http://maloyanisol.ucoz.ua


Перейти на страницу:


Версия статьи 1.0


 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Комментариев нет. [Показать комментарии/форму]