Мариупольский морской торговый порт
Еще 9 июня 1808 года, император Александр I подписал указ о создании в Мариуполе портового управления и карантинной заставы. Рождение Мариупольского порта было логическим продолжением бурного развития промышленности юга России во второй половине XIX века. Лишь в 1886 году, в пяти километрах от города у Зинцевой балки, началось строительство нового Мариупольского морского порта. За три года было построено три мола и два волнолома общей длиной около 3 километров, набережная почти 850 метра, гавань была углублена до 14 футов (4,26 м), проложено мощёное шоссе от города к порту, продлена железная дорога от станции Мариуполь к порту (3,35 версты) и на территории порта (3,46 версты), построены различные портовые сооружения, установлено погрузочно-разгрузочное оборудование.
2 сентября 1889 года состоялось торжественное открытие Мариупольского порта — на набережную порта было подано 18 вагонов, груженных углем. Эта дата считается началом эксплуатации порта, который имел огромное значение для страны. По объему ассигнований в период 1867—1904 гг. Мариупольский порт, не имевший военного назначения, занимал третье место в России. В настоящее время территория порта составляет 67,6 га. Длина причальной линии – 3,2 км. Порт обеспечивает переработку навалочных, насыпных, генеральных, тяжеловесных, негабаритных, наливных грузов, контейнеров, других грузов.
Мариупольский морской торговый порт входит в четверку ведущих портов Украины. Его мощности позволяют перерабатывать свыше 12 млн тонн грузов в год. Это наиболее крупный и оснащенный порт Азовского моря, который по праву называют морскими воротами Донбасса. Работа его не зависит от того, замерзает море или нет. Порт обладает ледоколом, буксирами ледового класса. В последние годы ведутся работы по реконструкции морвокзала и прилегающей к нему территории, ведется оборудование специализированных помещений для пограничной, таможенной, карантинной служб. В 180 км от порта находится Ростов, крупный промышленный город России, расположенный на перекрестке многих транспортных маршрутов. Поэтому около 50 % всех грузов составляют российские. Через Волго-Донской канал, Мариинскую систему и Беломорско-Балтийский канал порт связан со всеми регионами России, тяготеющими к Волге, и имеет выход на Каспийское, Балтийское и Белое моря.
Немного фактов:
- 13 июня 1920 года в порту открылся клуб моряков.
- Тяжеловесные, негабаритные грузы перегружаются с помощью плавкранов грузоподъемностью 100, 150 тонн.
- Порт имеет специальный полигон для приема судов-лихтеровозов, что позволяет производить их погрузку-выгрузку на закрытой акватории порта. Порт переваливает мазут по варианту «борт-борт», обеспечивая экологическую безопасность этих работ.
- Специализированный углепогрузочный комплекс позволяет перерабатывать до 5 млн тонн угля в год. Он оборудован вагоноопрокидывателями, конвейерными линиями, выгрузочными и погрузочными машинами, размораживателями вагонов.
- Новый высокопроизводительный контейнерный терминал обеспечивает скоростную обработку контейнеровозов и доставку 20- и 40-футовых контейнеров по варианту «от двери до двери». Пропускная способность терминала – до 50 тыс. в год.
- Введен в эксплуатацию комплекс международных морских грузопассажирских сообщений площадью 2,1 га, пропускной способностью 130 человек в рейс.
- Организованы регулярные грузопассажирские перевозки в Турцию, Грецию, Израиль.
Ссылки:
Мариупольский государственный морской торговый порт http://www.marport.net
Это неполная статья. Версия статьи 1.0