Реку Кальмиус, у впадения ее в воды Азовского моря, мореплаватели посещали еще в глубокой древности. Кто первый причалил к ее берегам, историки на этот счет пока молчат. Но никто не оспаривает, что приходили сюда «чайки» лихих запорожцев – с давних времен они облюбовали естественную гавань в устье реки. Более того, казаки строили здесь свои суда, а с наступлением холодов оставались зимовать. Когда на месте Кальмиусской крепости был заложен город, впоследствии названный Мариуполем, в него переселились недавние обитатели Крыма – православные греки, пристань запорожских казаков пригодилась и им.
Из Крыма в Мариуполь парусники доставляли в дубовых бочках виноградный сок, соль, ткани, другие товары, а обратно – кожи, изумительную по вкусу азовскую рыбу и зерно, выращенное на черноземах Приазовских степей. Пристань постепенно обустраивалась причалами, складами, амбарами для зерна. Так постепенно образовался первый в Мариуполе порт.
К началу XIX века здесь уже была таможенная застава и портовое правление, в 1840 году сооружена каменная набережная, существующая до сих пор. С начала семидесятых годов в порту и на его подходах регулярно проводились дноуглубительные работы.
И все же из-за мелководья далеко не все суда могли подойти непосредственно к причалам порта. Те из них, которые имели осадку более двух метров, бросали якоря на рейде в пяти верстах от берега. Между ним и рейдом сновали азовские дубки – небольшие парусные суда. Они-то и доставляли на борт судов, что стояли на рейде, партии грузов. Сначала это была главным образом пшеница, а позже, с развитием разработок угольных месторождений Донецкого бассейна, и каменный уголь. В середине XIX в порт за год заходило от шестидесяти до ста иностранных судов и до трехсот с лишним судов каботажных.
В 1882 году к Мариуполю была подведена железная дорога, потому что поток грузов возрос, а порт с рейдовой погрузкой уже не мог обеспечить их переработку. Тогда и возникла идея строительства нового порта. Сначала его хотели разместить у Белосарайской косы, но потом решили строить близ Зинцевой балки, в четырех верстах от западной оконечности железнодорожной станции Мариуполь.
Сооружение нового порта началось в 1886 году, и уже через три года его первая очередь была торжественно открыта. До наших дней дошла и точная дата знаменательного события – 29 августа 1889 года, – и название первого судна, ставшего под погрузку угля. Это был пароход «Медведица». Только что открытый порт был соединен веткой с железнодорожной станцией и поток традиционных грузов – донецкий уголь и пшеница направился к российским и иностранным судам, ожидавшим погрузки у причалов.
А в самом порту продолжалось углубление акватории, строилась эстакада для выгрузки чиатурской марганцевой руды, велись работы по устройству внутреннего мола, возводились маяки, организовывались ремонтные мастерские.
Очень скоро новый порт занял по грузообороту одно из первых мест в Российской империи, уступив первенство лишь Одессе. Продолжал принимать пароходы и парусники порт в устье Кальмиуса, тот самый, что назван был в советское время гаванью Шмидта. Здесь же вплоть до начала Великой Отечественной войны швартовались все пассажирские суда, заходившие в Мариуполь.
В начале тридцатых годов XX века на левом берегу Кальмиуса развернулось строительство металлургического завода «Азовсталь». Вдоль рудного двора его доменного цеха был прорыт канал, соединенный с акваторией моря. По обе стороны канала построили причальные стенки и установили портальные краны. Так получился третий мариупольский порт. Сюда по морю на баржах должна была доставляться керченская железная руда и агломерат для выплавки чугуна на «Азовстали». А чтобы баржи не возвращались порожняком, их должны были загружать донецким углем и отправлять в Керчь, где незадолго до этого был возведен новый доменный цех на металлургическом заводе. Однако, в годы войны цех этот был настолько разрушен, что было принято решение его не восстанавливать.
Был в Мариуполе еще один порт. В память об этом осталось на карте города название улицы Старая пристань да причальная стенка. Она находится примерно в трех километрах вверх по течению Кальмиуса от его впадения в море и является «вещественным доказательством» того, что в относительно недалекие времена обмелевший ныне Кальмиус был рекой судоходной.
Пристань на Кальмиусе была построена в самом конце XIX века и к ней пришвартовывались пароходы и баржи с железной рудой керченского месторождения, предназначенной для только что построенного близ Мариуполя металлургического завода «Русский Провиданс».
Перейти на страницу:
Версия статьи 1.0