Город Таганрог находится на побережье Азовского моря, в Таганрогском заливе (Россия, Ростовская область). Расположен на юго-востоке Миусского полуострова, на мысе Таганий Рог в 70-ти километрах от областного центра – Ростова-на-Дону. Является самым западным городом области. Мягкий климат и удобный подъезд из центральных районов страны делают его привлекательным морским курортом, но не таким шумным, как черноморские.
Появление этого города на берегу Азовского моря было, можно сказать, крайне вынужденной мерой. Попытки защитить Россию с юга заканчивались для русских царей неудачами. И все из-за того, что не было надежной базы, которая обеспечивала бы армию, флот и пограничную охрану. Таким городом и стал Таганрог, основанный царем Петром I сразу же после взятия дотоле неприступного Азова. А прекрасная естественная гавань полуострова стала местом базирования зарождавшегося русского флота.
Первые два похода на Крым в 1687 и 1689 гг. закончились для России неудачей. Вступив на трон, Пётр I сосредоточил усилия на овладении Азовом — одной из сильнейших турецких крепостей в Европе, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Его Первый Азовский поход 1695 г. также не имел успеха, но Второй поход 1696 г закончился взятием Азова. Для дальнейшей борьбы с Турцией требовался морской флот, а флоту — глубокая гавань: Дон у Азова был мелководным. После взятия Азова, 27 июля 1696 г., Петр I с ближайшими соратниками отправился на лодках в Азовское море, чтобы выбрать место для сооружения гавани. В тот же день экспедиция прибыла к высокому пустынному мысу, с древних времен носившему название Таган-Рог. Тут и решено было строить гавань. 12 сентября 1698 г. Пушкарский приказ постановил: «Пристани быть у Таганрога». Эта дата и считается официальным днем основания Таганрога.
Таганрог стал первым в истории России городом, построенным по заранее разработанному плану на основе указаний царя Петра I, а также первым построенным портом страны на открытом морском побережье (строительство порта в Таганроге в 1698–1711 гг. — первая русская практическая школа морской гидротехники) и первой русской военно-морской базой.
При основании, город получил имя Троицкая крепость – по церкви, освященной во имя Святой Троицы. В документах конца XVII — начала XVIII в. его обычно называли Троицкий-на-Таганроге, хотя одновременно употреблялось и Таганрог-город, и просто Таганрог, с середины XVIII в. закрепившееся окончательно. В память об основателе Таганрога центральная улица города названа Петровской, а в 1903 г. над морем установлен памятник Петру I работы скульптора Марка Антокольского.
Первые сооружения Таганрога возводились солдатами, в дальнейшем строительство города, крепости и гавани велось руками рабочих и ремесленников, ежегодно прибывавших со всех концов европейской части России в порядке отбывания натуральной трудовой повинности. Заметный вклад в строительство города внес Осип Старцев — выдающийся русский зодчий, автор известных архитектурных сооружений в Москве и Киеве. Под его прямым руководством возводились огромные каменные магазины (склады), городовые палаты, каменная соборная церковь. К середине 1711 г. в Таганроге были построены 1357 дворов, в городе насчитывалось свыше 8 тыс. постоянных жителей. Азовский военно-морской флот и Таганрогская крепость стали стражами пограничных рубежей в бассейне Азовского моря и содействовали сохранению относительно мирного сосуществования России и Турции. Мир нарушила Турция, в 1711 г. в Азовское море вошла крупная турецкая эскадра с десантом для захвата Таганрога и Азова. Первое боевое испытание прошло успешно, русские военные корабли не допустили турецкий флот к таганрогской гавани, а сухопутные части разгромили турецкий десант под Таганрогом. Однако на реке Прут, Россия потерпела крупную неудачу, и по условиям Прутского мирного договора, Россия обязалась возвратить Турции Азов и разрушить Таганрог, а также не содержать впредь военно-морского флота на Азовском море. Распоряжение Петра было исполнено, и в начале февраля 1712 года русские войска покинули разрушенный город.
В 1735 году, при императрице Анне Иоанновне, Россия снова воевала с Турцией, и в 1736 году Азов и Таганрог были возвращены. Но из-за предательства Австрии Россия была вынуждена присоединиться к Белградскому мирному договору с Турцией, и город пришлось разрушать уже во второй раз в 1739 году.
Новое восстановление Таганрога началось в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Императрица Екатерина II повелела вице-адмиралу А. Н. Сенявину «таганрогскую гавань поставить в такое состояние, чтоб она могла служить как убежищем судам, так и для построения оных». 17 мая 1771 г. произошел торжественный акт поднятия вице-адмиральского флага на флагманском корабле «Хотин», символизировавший возрождение русского военного флота на Азовском море. Вплоть до 1783 г. Таганрог оставался базой русского военно-морского флота на юге. После присоединения Крыма к России и основания Севастополя в 1783 году, город оказался в глубоком тылу и утратил военно-стратегическое значение. Военные суда из Таганрога перешли в Херсон и Севастополь, положив начало русскому Черноморскому флоту. Крепость была упразднена.
Таганрог утратил военно-стратегическое значение, но в 1780-х гг. стал крупным внешнеторговым портом на юге России. Через него за рубеж шли основные торговые потоки пшеницы, икры, льна, другой сельскохозяйственной продукции.
В 1810 г. был разработан генеральный план застройки города, по которому радиально-концентрическая планировка была сохранена: центром становилась крепость, а от нее улицы веером расходились по полуострову. Сегодня старая часть города, расположенная, в основном, на выдающемся в море мысе, частично сохранила облик XIX – начала XX в.: прямоугольная планировка уличной сети с четким разделением на кварталы, неширокие улицы с зелеными насаждениями вдоль тротуаров и зданиями XIX в. в стиле южный ампир.
В 1869 г. к Таганрогу была проложена ветка железной дороги, соединившая город с центральными районами страны. Началось строительство металлургических и машиностроительных заводов, и торговый Таганрог стал одним из крупнейших промышленных городов юга России.
Советская власть была установлена в городе в январе 1918 г. В годы Гражданской войны власть в Таганроге неоднократно менялась, он был оккупирован германскими войсками, затем захвачен белогвардейскими войсками генерала Деникина, в нем шли ожесточенные бои. Во время Великой Отечественной войны, с 1941 по 1943 г., Таганрог был оккупирован немецко-фашистскими войсками. В городе действовала крупнейшая на юге страны подпольная организация. После войны город был полностью восстановлен.
Сегодняшний Таганрог – крупный индустриальный, научный и культурно-исторический центр, один из ведущих морских портов на южных рубежах России. Население города в конце XX века доходило до 300 тысяч, сейчас его население уменьшилось до 255 тысяч человек.
Кроме того, Таганрог является известным азовским курортом, здесь есть неплохие пляжи, много пансионатов и баз отдыха (Металлург, Тополь, Парус, Морская, Золотой берег), несколько детских оздоровительных лагерей, гостиницы и отели. Отдых в Таганроге может быть весьма разнообразным, инфраструктура отдыха хорошо развита.
Таганрог известен как родина А. П. Чехова, здесь открыт Литературный и историко-архитектурный музей-заповедник великого писателя. В городе немало мест, связанных с именем писателя: Домик Чехова, «Лавка Чеховых», гимназия.
В разное время Таганрог посещали многие известные люди, это был император Александр I (умерший в Таганроге), Александр Сергеевич Пушкин, Петр Ильич Чайковский, Джузеппе Гарибальди, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Иосиф Бродский.
Перейти на страницу:
Версия Статьи 1.0